перезвонить


Почтовое дело в России: история становления и развития

Почтовое дело в России: история становления и развития

Об этом мало кто знает, но у почтальонов тоже есть свой праздник. Международный день почты во всём мире отмечают 9 октября. Несмотря на повальную компьютеризацию и всемирную экспансию интернета, цифровые послания так и не смогли заменить бумажные, поэтому даже самые продвинутые не могут обойтись без почты. Из этой статьи вы узнаете, когда появилась почтовая служба в России и как проходило её становление. 

Ямщики, почтмейстеры и почтальоны

На Руси почтовое дело возникло ещё в X веке. Тогда прерогатива отправлять и получать письменные послания принадлежала исключительно знати. Более того, простолюдины были обязаны всячески содействовать княжеским гонцам, в том числе по первому требованию предоставлять им ночлег, лошадей и провизию. Такая повинность называлась «повозом», со временем она трансформировалась в ямскую, что было обусловлено появлением первых почтовых станций, известных как ямы. Это произошло в XIII веке. Расстояние между ямами достигало ста и более километров, между станциями курсировали повозки или конные всадники. И те, и другие использовали лошадей, предоставленных простыми людьми, на которых и возлагалась повинность. Она обязывала не только предоставлять скот гонцам, но и возить их на лошади, поэтому крестьяне часто пропадали из дома на несколько дней, а то и недель. Всё это происходило на безвозмездной основе, ямщики стали получать жалованье только при Иване Грозном.

Более или менее привычную нам форму почтовое дело приобрело только XVII веке и это произошло не в рамках естественной эволюции. Вернее, почтовая служба не стала продолжением ямской, а развивалась смежно — ямщики доставляли срочные послания в определённое место, а почтальоны разносили обычные письма согласно установленному графику. Воедино эти службы слились только при Петре I. Тогда-то и появились почтамты в качестве высших административных органов и генерал-почтмейстер — в роли главы организации. 

Внутригородская служба и противодействие воровству

В первой половине XIX века столицей России был Петербург. Закономерно, что первая внутригородская почта появилась именно здесь. Это произошло в 1833 году, тогда в городе функционировали 45 пунктов приема. Корреспонденцию из них вынимали трижды в день, после чего письма отвозили в почтамт, где их сортировали и выдавали почтальонам для доставки адресату. В середине XIX века появились почтовые марки и ящики, что существенно упростило процедуру отправки писем — люди уже не должны были стоять в очередях, чтобы отправить послание. 

В то время почтовые ящики сколачивали из досок, обшивали их железом и красили в тёмно-синий цвет. Они имели презентабельный вид, да и были полезны в хозяйстве, поэтому сразу же нашлось немало желающих завладеть почтовым имуществом. На этом фоне было принято решение отливать почтовые ящики из чугуна. Такая инсталляция имела весьма внушительный вид, да и весила порядка сорока килограммов, поэтому количество пропаж резко уменьшилось. К концу XIX века в России насчитывалось порядка 15 000 почтовых ящиков.

Престижная профессия, которая не оплачивалась должным образом

Почтальоны на Руси были в большом почёте, о чем свидетельствовала их униформа. Изначально она напоминала праздничный солдатский мундир и выдавалась под расписку. Со временем форма была упразднена и почтальонский китель был заменен сюртуком, но уважение к профессии у народа сохранилось, хоть её и нельзя было назвать самой лёгкой. 2 столетия назад у почтальона был 16-часовой рабочий день, за которой он мог пройти несколько десятков километров. При этом на плече висела сумка, вес которой с утра мог достигать несколько десятков килограммов. По этой причине почтальонами работали преимущественно мужчины, а женщины трудились в канцелярии. Показательно, что на эту должность принимали только незамужних барышень и брали с них расписку о том, что они незамедлительно оставят должность сразу после того, как обзаведутся семьёй. 

Ещё одно косвенное подтверждение престижности профессии — весьма посредственная зарплата. Сейчас это звучит парадоксально, но в почтальоны шли не за большим жалованием. В начале XX века средний оклад пешего почтальона составлял порядка 20 рублей, те, кто развозил корреспонденцию на лошадях, получали 6 рублей надбавки. В то время на эту доплату можно было купить 2 килограмма шоколадных конфет или 7 килограммов сметаны. В общем, заработок был более чем скромным. Сейчас труд почтальонов ценится значительно выше, при этом работу едва ли можно назвать тяжёлой — сотрудники снабжены транспортными средствами и работают не более 8 часов в день. Процесс сортировки корреспонденции тоже сильно упростился. 

Сегодня сортировка писем по весу и размеру, а также нанесение штампов, подтверждающих гашение марки, осуществляются без непосредственного участия человека. Почти все остальные этапы тоже автоматизированы. Единственное, без чего современные почтальоны не могут обойтись, как и несколько веков назад, это упаковка — различного рода конверты и пакеты по-прежнему востребованы. Правда, сегодня спектр материалов, из которых их изготавливают, стал значительно шире. Ознакомиться со всеми доступными разновидностями и размерами можно у нас на сайте. Там же вы узнаете их стоимость и условия доставки.